Шостакович, атоальности, микротональности…


… и пускай все ругают меня, на работе моей…
В. Цой
Решил (и здоровье так же решило), что мне надо отдохнуть. Но так как валяться в кровати — это не наш метод, то я начал читать. На этот раз биография Шостаковича.
Читаю и думаю, что нельзя же оставлять без внимания строки «В мае [1926] симфония была готова…». И я решил, что надо её неприменно послушать. Предлагаю это сделать и вам.Dmitri Shostakovich — Complete Symphonies (Rostropovich) [12CD]

Далее говорится о композиторах, творивших в это же время, слушать я не стал, но для себя почерпнул некоторые понятия: атональность, четвертитоновая система. После того, как узнал о том, что действительно существовали (не только в теории) композиторы, творившие в 1/4 и 1/6 тоновых системах очень удивился и захотел послушать. В настоящий момент ищу (Иван Вышнеградский, Алоис Хаба). Но больше всего меня поразило 81/80 the microtonal radio (если я не ошибаюсь, транслирует его Массачусетский Технологический университет).

«Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением „прогресса“ и „новаторства“ в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик.» (из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В.Мурадели 10 февраля 1948 г.)

Вновь и вновь убеждаюсь, что чем больше область наших знаний, тем больше область знания о наших незнаниях.

Реклама

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: